Родные и друзья погибшего утверждают, что его сбросили с девятого этажа
Вопрос прозрачности бюджета активно обсуждается в обществе. Эта тема интересует как рядовых казахстанцев, так и экспертное сообщество. За последние 15 лет Казахстан улучшил свои позиции в рейтинге открытости бюджета, поднявшись с 38 баллов до 63. Однако в 2021 году страна остановилась на этой отметке. В соседних республиках Индекс открытости бюджета заметно выше. Например, в 2023 году у Грузии этот показатель составил 87 баллов, у Азербайджана - 67, у России - 66, у Турции - 64.
Как говорит Жанар Джандосова, член общественного совета по государственным финансам и директор центра исследований “Сандж”, анализ оценок, полученных Казахстаном, показывает, что основная проблема заключается в проекте бюджета, где большинство показателей оцениваются как нулевые.
В бюджете Казахстана не представлены исторические данные ни по расходам, ни по доходам, хотя они имеются. Это не позволяет сравнивать бюджеты прошлых и будущих лет, выявлять возможные ошибки в планировании и исполнении бюджета. К сожалению, в проекте бюджета отсутствуют сведения о динамике государственного долга и процентах по нему. Публикация исторических данных хотя бы за два предыдущих года помогла бы избежать ошибок и извлечь уроки из опыта. Если бы эту информацию включали в бюджет, то получили бы 72 балла в рейтинге, - подчеркнула Жанар Джандосова.
По её словам, в проекте бюджета отсутствует и экономическая классификация расходов. Это означает, что нет возможности точно определить, сколько средств было потрачено на выплату зарплат и премий, закуп товаров и услуг, а также на трансферты, комиссии, капитальные и командировочные расходы.
Отсутствие такой классификации говорит о том, что не проводится планирование расходов по этим категориям, и не ведётся мониторинг превышения бюджетов. В нашем законодательстве есть серьёзный недостаток: глава Высшей аудиторской палаты может быть смещён без согласия парламента или судебной власти. В других странах высший аудитор назначается на 10-20 лет и никто, включая президента, не имеет права его смещать с этой должности, - добавила она.
Жанар Джандосова считает, что общественность должна участвовать в обсуждении бюджета на всех этапах. Важно проводить общественные слушания и учитывать рекомендации гражданского общества. В пример она привела такие проекты как LRT, утильсбор и переход на единое время.
Если бы затраты на них были опубликованы на начальной стадии, люди могли бы выразить своё недовольство ещё во время обсуждения. Возможно, тогда государству не пришлось бы тратить так много денег. Проблемы с паводками также связаны с непрозрачностью бюджета. Никто не знал, сколько денег было выделено на строительство плотин и обустройство. Мы не имеем доступа к этой информации. Из-за этого после возникновения проблем мы сталкиваемся с большими расходами, - убеждена эксперт.
По её мнению, открытость информации и вовлечение общественности в процесс формирования бюджета позволят обеспечить более прозрачное и ответственное управление государственными финансами.