Экспорт зерна из Казахстана увеличился на 34%


На реализацию мер государственной поддержки зерноотправителей в 2026 году предусмотрено более 30 млрд тенге. В ведомстве пояснили, что доставка зерна до субсидируемых рынков сбыта занимает до 30 дней, поэтому экспортерам рекомендуется заранее активизировать отгрузки. Одним из ключевых условий получения субсидий станет наличие документов, подтверждающих фактическое прибытие зерна в пункты назначения уже в 2026 году.

В 2024 году в Казахстане был собран рекордный урожай зерновых и масличных культур. Ограниченные возможности традиционных рынков Центральной Азии привели к рискам перепроизводства и снижению цен на внутреннем рынке, особенно в четвертом квартале 2024 года. Для стабилизации ситуации Правительство запустило программу субсидирования транспортных расходов на экспорт зерна, что позволило расширить географию поставок и нарастить объемы перевозок.

По итогам 11 месяцев 2025 года железнодорожные перевозки зерна по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли по всем ключевым направлениям: в сторону портов Черного моря — на 150%, портов Балтийского моря в России — на 196%, стран Прибалтики — на 799%, Азербайджана — на 556%, Ирана — на 197%.

Рост экспорта положительно сказался на внутреннем рынке: цены на зерно стабилизировались, снизились риски демпинга, а также получили импульс смежные отрасли — логистика, переработка, машиностроение и сервисные услуги.

В 2025 году аграрии вновь собрали высокий урожай, при этом на рынке сохранились значительные переходящие остатки зерна. С учетом эффективности действующих мер Правительство приняло решение продолжить поддержку экспортеров и зернопроизводителей в 2026 году.

За 11 месяцев 2025 года объем перевозок зерна составил 12,6 млн тонн, что на 34% превышает показатель аналогичного периода 2024 года. Экспортная составляющая достигла 9,7 млн тонн. В первые три месяца маркетингового года 2025–2026 (с сентября по ноябрь) было перевезено 4,4 млн тонн зерна (+21%), из них на экспорт — 3,4 млн тонн (+19%).

В декабре 2025 года цены на пшеницу на внутреннем рынке оказались на 40–50% выше уровня декабря 2024 года, несмотря на высокий объем предложения. Ожидается, что транспортные субсидии в размере около 40 долларов за тонну помогут сельхозпроизводителям сохранить финансовую устойчивость, повысить конкурентоспособность казахстанской пшеницы и укрепить позиции на рынках Европы, Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии.

Басқа жаңалықтар