Фонтан «Солнце» в Астане: спасти достопримечательность или разобрать?
«Всё было перекручено тройными канатами, при этом в законодательстве была куча кротовых нор для так называемых правильных людей», - пояснил он.
Среди ключевых реформ он выделил беспартийный статус президента, судей и силовиков, что, по его словам, препятствует сращиванию власти с партийной системой. Также он отметил запрет на партийные должности для акимов, введение смешанной избирательной системы и устранение квоты АНК, что делает парламент более независимым.
Абишев подчеркнул, что реформы направлены на предотвращение кланового влияния, создание политической конкуренции и предоставление реальных возможностей для новых политических сил. Однако успех, по его мнению, зависит от готовности партий работать и бороться за влияние.
Он также напомнил, что внешняя политика Казахстана должна быть прагматичной, как у Китая, Индии и Турции, а не поддаваться популизму и влиянию зарубежной пропаганды.
«Нужно трезво оценивать расклад сил на мировой арене и иметь в виду свои собственные национальные интересы», - подчеркнул Абишев.
Абишев также поддержал позицию депутата Смирновой о необходимости оптимизации гибридных методов внешней политики. Он заявил, что западные страны тратят миллиарды долларов на продвижение своих интересов, и Казахстан должен учитывать эти факторы при формировании собственного курса.
По его словам, среди получателей зарубежных грантов есть как честные активисты, так и те, кто занимается этим исключительно ради денег, нередко перегибая палку в публичных дискуссиях.
«Не все из них плохие люди, есть среди них хорошие люди, но есть и те, кто, сидя на финансовой подпитке из денег зарубежных налогоплательщиков, перегревал градус дискуссии и переходил рамки дозволенного, переходя на личные нападки и проявляя выборочную слепоту, - заявил политолог.
В заключение он предложил ряд инициатив для дальнейшего развития политической системы. В частности, он выступил за доработку механизма онлайн-петиций, предложив ввести норму, согласно которой петиции, набравшие достаточное количество голосов, должны рассматриваться в мажилисе с участием их авторов. Это, по его мнению, повысило бы значимость инструмента и усилило роль парламента в обсуждении общественно значимых вопросов.
Кроме того, Абишев затронул тему налоговой реформы. Он отметил, что государство увеличивает фискальную нагрузку на граждан, и в ответ они должны получить больше прав в управлении бюджетными средствами. В качестве возможного решения он предложил расширение программы «бюджетного участия», которая позволила бы гражданам участвовать в распределении государственных средств через электронные инструменты.